Воскресенье, 05.05.2024, 04:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Форма входа

Математика

Чибисова Елена Васильевна 
Брыкова Елена Михайловна
Баранова Раиса Дмитриевна
*******************************************
Баранова Раиса Дмитриевна 
Родилась 5 августа 1974 в г.п. Белыничи. 
В 1987 году окончила физмат Могилевского пединтститута им. А.А.Кулешова по специальности "учитель физики и математики" 
Стаж работы: 30 лет
В Техтинском УПКДССШ работает с сентября 2008 года.
Учитель 1 категории.
*******************************************
Чибисова Елена Васильевна
Родилась 31 мая 1978 года в г. Климовичи.
В 2000 году окончила физмат МГУ им. А.А.Кулешова по специальности "учитель математики и информатики"
Стаж работы: 12 лет
В Техтинском УПКДССШ работает с 2000 года.
Учитель высшей категории.
Награды: "Лучший по профессии" 2005 года.Лауреат премии Могилевского облисполкома в 2006 году.
*******************************************
Брыкова Елена Михайловна 
Родилась 19 мая 1965 года в Чериковском районе.
В 1987 году окончила 
физмат Могилевского пединтститута им. А.А.Кулешова по специальности "учитель физики и математики"
Стаж работы: 26 лет
В Техтинском УПКДССШ работает с 1987 года.
Учитель высшей категории.


Описание авторской дидактической системы

 учителя математики ГУО «Техтинский учебно-

педагогический комлекс «Детский сад –

 средняя школа» Белыничского района»

Барановой Раисы Дмитриевны

 

Хороший урок насыщен многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся множество вопросов, сомнений, удивлений, а порой настороженность. Эти ситуации не только углубляют у учащихся понимание того, что они изучают, но и наталкивает их на то, что они не понимают, на выявление ими причин непонимания. Так рождаются в деятельности учеников на уроках математики  драгоценные моменты, которые подводят их к поискам, догадкам, озарениям и радостям открытий. Я стремлюсь в своей работе к тому, чтобы каждый мой урок не был похож на предыдущий. Всегда пытаюсь поставить себя на место ученика, представить себе его деятельность на уроке и создать условия, при которых ученики будут вынуждены активно и творчески работать. У меня сложилась своя система преподавания, основанная на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Рождение любого урока для меня начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего я хочу добиться; затем установления средства –– что мне может помочь в достижении цели, а уж затем определения способа — как я буду действовать, чтобы цель была достигнута. Очень часто в качестве цели выступает выполнение выходного теста, иногда это может быть выполнение практического задания или самостоятельной работы, в любом случае это  учебные действия учащихся. Опираясь на мотивы учения, привлекаю учащихся к предстоящей на уроке работе, стараюсь вызвать потребность в познании, в самоконтроле и самооценке своей деятельности.

На своих уроках я использую различные формы и методы, а также элементы различных технологий, позволяющие повысить качество обученности математике. На одном уроке я могу менять формы его проведения от индивидуальной работы к групповой, от фронтальной к парной. Очень часто я использую тестовую форму работы для входного и выходного контроля, тем самым, реализуя диагностический и рефлексивный этапы урока. Конечно, не на каждом уроке возможно и целесообразно проведение контроля, потому я чередую его с самооценкой.


Одна из используемых мной технологий –– технология уровневой дифференциации. Используя эту технологию, у меня появляется возможность помогать слабым, уделяя при этом внимание и сильным ученикам.  Ведь обучение каждого здесь строится на уровне его возможностей. Для дифференцированного обучения я условно делю класс на 3 подвижные группы: 1 –– сильные учащиеся с хорошей памятью, устойчивой мыслительной деятельностью, уравновешенные; 2 –– средние учащиеся с неплохой памятью, но с замедленной умственной реакцией; 3 – слабые учащиеся, у которых логическое мышление находится на низком уровне. В процессе урока для усвоения темы учащимся предлагаются задания различной сложности, для закрепления учащиеся выбирают уровень сложности самостоятельно.

Я использую в своей работе  разнообразные, дополняющие друг друга, разноуровневые задания и самостоятельные работы (обучающие и контролирующие), тесты, которые учитывают учебные возможности школьников. Мне очень нравится методика обучения учащихся с низким уровнем успеваемости «Обучающие карточки». Я использую такие карточки в ситуациях, когда несколько учеников не могут решить простейшие примеры по новой или предыдущей теме. Опыт показывает, что применение обучающих карточек помогает им освоить непонятный материал и хорошо воспринять новые темы. После этого они легко включаются в общий ритм учебного процесса.

Обучающая карточка состоит из чередования трёх блоков:

1.     опорная формула, написанная цветными чернилами;

2.     решённые примеры;

3.     Задания, которые необходимо решить самому по образцу.

Хорошим средством обучения и развития являются дидактические игры. Игровую форму занятий использую в основном ус учащимися 5 и 6 классов при помощи ситуаций, которые выступают средством побуждения и стимулирования учащихся к математической деятельности. Например, в игре «Найди ошибку» учащиеся выступают в роли учителя, что им несомненно очень нравится.

Ребята самостоятельно выполняют задания, а затем проверяют работы других учеников и должны при этом указать на ошибку.

При изучении темы «Рациональные числа и действия над ними» к ребятам была просьба: на урок математики принести цветные карндаши для выполнения заданий методом раскрашивания. На уроке ребята выполняли задание «Макияж для бабочки». В данном задании-игре они не только выполняют действия над рациональными числами, но и работают с симметрией.   А в такую интересную игру, как «Морской бой», ученики на уроках математики играют много раз и с огромным удовольствием. Я стараюсь привнести  в каждый урок элементы новизны, необычности и неожиданности.

При объяснении нового материала я использую различные виды обучающих работ:

o   обучающая работа с объяснительным текстом;

o   обучающая работа, в которой новые знания сообщаются целенаправленной системой упражнений.

Также на уроках иногда создаю проблемную ситуацию, заставляющую учеников не только слушать, но и слышать, добиваться, чтобы они, на сколько это возможно, активно и творчески усваивали новый материал, ибо таким путём полученные знания лучше ими запоминаются и применяются при решении задач. Пусть они сами сопоставляют  отдельные факты, ищут закономерности, обобщают, делают выводы, сопоставляют формулировки правил и теорем. Порой, конечно, эти формулировки нескладны и не совсем точны, но важно другое –– понята суть вопроса, ученики думали самостоятельно, были активными участниками учебного процесса, учение не превратилось в формальное приобретение знаний.

После такой работы можно предложить учащимся открыть учебники и сравнить самостоятельно сформулированное правило, вывод, теорему или частично проведённое доказательство теоремы с данным в учебнике. И чем самостоятельнее ученик приближается к истине, тем большее чувство удовлетворения он испытывает.

Например, при изучении темы «Умножение разности двух выражений на их сумму» учащиеся являются исследователями. Им предлагаются уже известные упражнения: умножение многочлена на многочлен.

(m-n)*(m+n)=…

(c+d)*(d-c)=…

(a-5)*(5+a)=…

После выполнения работы учащиеся сами замечают закономерность и делают вывод ещё одной формулы сокращённого умножения

(а-в)*(а+в)=а2 – в2

и самостоятельно формулируют правило, которое затем сравнивают с правилом в книге.

  Стараюсь развивать способности учащихся самостоятельно мыслить, находить выход из сложившейся ситуации, преодолевать затруднения, получая при этом новые знания. Объясняя своим товарищам  изучаемый материал, ученики развивают свои способности делать выводы, выделять главное, анализировать и обобщать, оценивать свои достижения. Мои ученики понимают, что знание математики им пригодится в любой будущей профессии, они смогут быть конкуретноспособными  и более успешными во взрослой жизни.

Проверяя тетради учащихся, учитель, как правило, подчёркивает ошибку, допущенную учеником и надписывает сверху нужную цифру или верный результат математического действия. Вряд ли это всегда целесообразно. Известно, что неумеренная помощь ученику приводит к тому, что при малейших затруднениях он стремится искать чужой помощи. Но жизнь помимо знаний требует и личной инициативы, догадки, привычки не бояться затруднений, умения критически оценивать свои затруднения и недостатки, контролировать результаты своего труда. Вот почему я очень часто вместо исправления ошибки   пишу на полях тетради «Проверь ответ!» или «Найди ошибку!». Такая запись обязывает ученика к действию. А найти ошибку в своём решении –– необходимая часть всякой творческой работы.

В своей работе я приучаю учеников контролировать мои действия и рассказ. Иногда так строю работу, что ошибка содержится в задании или в моём рассказе –– ученики должны её обнаружить. Надо отметить, что в этом случае работа в классе проходит более живо.

Например,

При решении задач на нахождение площади по формуле Герона в 9 классе я предлагаю следующее задание:

Найти площадь треугольника, если известны его стороны 13 см, 5 см и 4 см.

Учащиеся, хорошо усвоив формулу Герона, с удовольствием берутся за решение данной задачи, но в итоге они получаю ответ, который приводит их в замешательство. И они сразу же начинают искать ошибку в вычислениях, но не в условии.

Среди причин, препятствующих развитию самоконтроля, чаще всего я выделяю –– невнимательность, недостаток вычислительной культуры и неумение оценивать результаты своего труда с точки зрения здравого смысла.

Положительные результаты даёт для устной и письменной работы использование готовых чертежей при решении задач, а также решение задач различными способами. Это тренирует мышление учащихся и показывает им многообразие методов решения задач.

 Я провожу факультативные занятия в 6, 8, 10 и 11 классах. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои навыки по предмету, развивают логическое мышление, разгадывая кроссворды, расширяют свой кругозор, решая нестандартные задачи раскрывают свои математические способности, а также углубляют свои знания по математике. Занятия всегда проходят динамично и интересно, потому что элементы занимательности вызывают богатое своими последствиями чувство удивления. При проведении факультативных занятий в старших классах работа больше направлена на подготовку учащихся к сдаче выпускных экзаменов и централизованного тестирования.

Ежегодно мои ученики  принимают участие в олимпиадах по математике. Так:

o   в 2009/2010 учебном году Никитёнок Никита занял 1 место на районной олимпиаде по математике и был награждён грамотой на областной олимпиаде;

o   в прошлом учебном году Никитёнок Никита был отмечен похвальным отзывом на областной олимпиаде по математике , Чибисов Иван занял 3 место в районной олимпиаде;

o   в текущем учебном году Чибисов Иван занял 1 место на районной олимпиаде по математике.

Выпускники школы сдают централизованное тестирование и подтверждают полученные знания. Так в прошлом учебном году средний балл централизованного тестирования был ____, что выше районного показателя.

         Ученики школы занимаются в Могилёвской очно-заочной школе по математике. Это позволяет им повысить качество знаний, умений и навыков по предмету.

         Каждый год я являюсь организатором проведения в школе  международного математического конкурса «Кенгуру». Ребята всегда с удовольствием принимают в нём участие. Так в этом году приняло участие 10 человек.

         Большое внимание в своей работе я уделяю воспитательной работе на уроке. Для этого я включаю в содержание урока различные примеры из жизни.

         Отдельно необходимо сказать о внеклассной работе по математике. Традиционной стала ежегодная неделя математики, которая включает выпуск математической газеты, призовые кроссворды, разнообразные игры-состязания между классами, такие как «Круговой сектор», «Брейн ринг», «Счастливый случай», математическое многоборье, конференции и другие мероприятия.

         В своей работе стараюсь создавать для учащихся ситуацию «успеха». Если ученик видит свои успехи, своё продвижение вперёд, то пробуждается его интерес к предмету, к материалу. Успехи учеников укрепляют их веру в себя. Радость открытия, сделанного собственными силами рождает у ученика чувство гордости, а это ведёт к тому, что он с большей энергией берётся за новые задания и главное –– не упускать эти моменты, а поддерживать дух понимания.

******************

Организация работы по подготовке к экзамену по математике в форме ЦТ

 

На выполнение экзаменационной работы дается 4 часа (240 мин).
В работе 26 заданий. Они распределены на 3 части.

Часть 1 содержит 13 заданий (А1 – А10 и В1 – В3) обязательного уровня по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10-11 классов. К каждому заданию А1 – А10 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа. К заданиям В1 – В3 надо дать краткий ответ.

Часть 2 содержит 10 более сложных заданий (В4 – В11, С1, С2) по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10-11 классов, а также различных разделов курсов алгебры и геометрии основной и средней школы. К заданиям В4 – В11 надо дать краткий ответ, к заданиям С1 и
С2 – записать решение.

Часть 3 содержит 3 самых сложных задания, два – алгебраических (С3, С5) и одно – геометрическое (С4). При их выполнении надо записать обоснованное решение.

За выполнение работы выставляются две оценки: аттестационная отметка и тестовый балл. Аттестационная отметка за усвоение курса алгебры и начал анализа 10-11 классов выставляется по пятибалльной шкале. При ее выставлении не учитывается выполнение четырех заданий (В9, В10, В11, С4). В тексте работы номера этих заданий отмечены звездочкой.

Тестовый балл выставляется по 100-балльной шкале на основе первичных баллов, полученных за выполнение всех заданий работы.

Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если у вас останется время.

 

Желаем успеха!